


Недавнее путешествие в Одессу, город, который я знаю и люблю с детства, натолкнуло меня на мысль, что родная Москва по антуражу семимильными шагами приближается к Нью-Йорку, Парижу и Милану и такими же темпами удаляется от иных населённых пунктов (даже крупных) бывшего СССР. И я, конечно, не говорю о дорогах, магазинах и ресторанах (к слову, в Одессе они замечательные), я говорю о вкусах и приоритетах граждан.
В Одессе, прямо на Дерибасовской, есть отличное кафе «Компот»: внутри - банки с «бабушкиным» вареньем, горячие крендели с маком, знаменитый украинский десерт «трубочка с кремом», деревянные столы и стулья, старинные буфеты, занавески в горошек, герань в горшках. В общем, заходишь и понимаешь, что ты не в центре крупного портового города, а на даче у горячо любимых родственников старшего поколения. Только шум с улицы и бойкая речь экспатов выдают реальность происходящего. Вокруг - девушки в призывных мини-юбках и фейковых майках от Дениса Симачёва (уж не знаю, почему, но этот дизайнер неимоверно популярен на просторах черноморской «жемчужины»).
Отмечу, что в этом чудесном во всех смыслах кафе вы не встретите практически ни одного местного жителя. Когда я чуть ли не силком привела туда свою 14-летнюю сестру, она ёрзала и вздыхала, то и дело поглядывая в сторону «Макдональдса», бессовестно расположившегося в соседнем здании. В книжных магазинах вы едва ли найдете альбомы по искусству или подарочное издание истории Модного Дома Lanvin, а если решите просмотреть понравившуюся книгу прямо там, то уже через 5 минут будете ловить гневно-недоумённые взгляды продавщиц. На местных одёжных развалах продаются вещи сомнительного качества, но с большим количеством страз и ярких надписей. Нет, конечно, если порыться, можно отыскать и маленькое чёрное платье, и нитку жемчуга (вполне себе даже настоящего - море все-таки рядом), но в основном бал правят поддельные ремни Louis Vuitton, джинсы Iceberg и велюровые костюмы якобы от Juicy Couture.
Рестораны украшаются с помпой, сооружая лебедей и единорогов из салфеток, а мега-моллы, открывающиеся тут повсеместно, очень любимы местным населением: можно совершить покупки, покатать ребенка на детской горке и сходить в кино на новый фильм с Анджелиной Джоли. Тут вы не встретите концептуальных магазинов и кинотеатров доперестроечных времён, уютно вписавшихся в архитектуру современного города. Сам по себе, кстати, город очень красивый, потому что его центр проектировался итальянскими архитекторами. Но сейчас всё это смешалось с современными творениями, стеклянным и металлическим. В этой связи я часто вспоминала Москву, где всё идет в совершенно иную сторону.
В Одессе самый модный клуб - это «Ибица», а у нас сейчас пользуется невероятной популярностью «Клава-бар», мы в восторге от «Мариванны», здесь же больше популярен прозападный «Топ-сэндвич», мы разыскиваем по всей Москве мастериц, которые сошьют нам пару теплый осенних платьев с народным орнаментом и свяжут варежки с шарфом из шерсти цвета топлёного молока, а тут местные красавицы (без преувеличения красавицы, количество красивых девушек на квадратный метр здесь зашкаливает) надевают леггинсы и майки «в облипку», а на ноги, непременно, каблуки.
У нас очень сместились ценности: теперь модно ходить в библиотеку, пить дома чай при свете фамильного абажура, ездить в Кострому за валенками ручной работы и собирать коллекции павлопасадских платков. И в моде, и в повседневности мы незаметно вернулись к истокам, и теперь не стесняемся сидеть на веранде нового ресторана, укутавшись в оренбургский платок. А внезапно проснувшаяся любовь к носкам, которые носят теперь и с туфлями из последней коллекции Miu Miu, и с джинсовыми шортами, к гольфам цвета домашнего повидла и деревенских сливок? Почему вдруг мы неожиданно вспомнили, что Грибоедов - это не тот хмурый господин с портрета, мозоливший нам глаза долгие годы в кабинете литературы, а классик и мастер слова с большой буквы «М», актуальность произведений которого мы можем оценить в полной мере, будучи в центре событий московского общества?
В этом сезоне мы как никогда раньше часто возвращаемся к дачным сундукам, где наши мамы и бабушки хранят свои любимые платья с люрексом, свитера с оленями, шапки с помпонами и туфли на каблуке «трубочкой». Мы изучаем, примеряем...и увозим с собой половину вещей, которые лет 7 назад воспринимали лишь как часть семейной истории. А уж найти винтажные наряды Диора или Ив Сен Лорана - значить прослыть невероятным счастливчиком среди модных подружек.
Мы достаем из шкатулок витиеватые серьги из меди и бирюзы, кольца, усыпанные радугой камней, браслеты из золота и серебра со сложным переплетением. Мы научились печь пироги с яблоком и рогалики с творогом, перестали рисовать на глазах стрелки и коротать время в соляриях. Мы празднуем дни рождения не в ночных клубах, а в загородных домиках, утопающих в цветах и на завтраках в «Ragout» и «Кофемании». Мы стали рано ложиться спать, чтобы цвет лица всегда был здоровым и сияющим. Мы полюбили ночные заведения, где нет и намека на роскошь, зато клубничный лимонад и чай с облепихой там самые вкусные в городе. Мы действительно устали от вычурности, цирковых аляпистых нарядов, стекляруса, пайеток и прочей гламурной атрибутики. Мы носим однотонные драные джинсы J Brand или Topshop с майкой Alexander Wang, сверху накинув кардиган с крупными пуговицами, который связала еще прабабушка, на ноги надеваем ботильоны на шнурке и толстом каблуке, а в руках - винтажный Louis Vuitton. Мы тратим деньги не на новые чудодейственные крема с эффектом лифтинга и нитями жемчуга, а на занятия йогой и сеансы массажа. Прошло каких-то 15 лет, и мы осознали весь смысл фразы «здоровые, значит, счастливые».
Желаю вам в новом сезоне побольше загородных прогулок, аромата яблоневых садов, вкусного варенья, пуховых перин и рядом тех, дорогих и любимых, кто всё это с вами разделит.