Когда летом этого года из российского Vogue ушла Алёна Долецкая, я с грустью констатировала для себя факт, что эпоха харизматичных редакторов, отождествляющих собой оплот авторитарности в российском глянце, безвозвратно ушла. На их место приходят те, кто много и упорно трудился, кто давно в этом бизнесе, но кто при этом не является публичным человеком или сходу узнаваемым лицом.
На Западе картина совершенно иная. Всех ведущих редакторов и стилистов знают в лицо, перед ними благоговеют и во всем стараются угодить. Во главе всего эшелона модной пишущей братии стоит Анна Винтур, являющаяся уже более 20-лет главным редактором американского Vogue. Замечу, что в силу специфики своей деятельности, я просматриваю десятки журналов каждый месяц, среди них и новаторский итальянский, и консервативный английский, и французский журнал, сделанный с налетом буржуазности и шика. Но только американский всегда самый ожидаемый, самый интересный и самый толстый :)
3 ноября Анне Винтур исполняется 61 год, и сегодня я хочу рассказать вам о том, какой путь прошла эта великая женщина, и как ей удалось стать одной из икон модного мира, встав в один ряд с такими легендами, как Изабелла Блоу и Диана Вриланд.
Анна Винтур родилась в Лондоне в 1949 году. В то время её отец был редактором уважаемой газеты The Evening Standard, а мать занималась общественной деятельностью. В период своего детства Анна была очень привязана к отцу, который отличался сильным, волевым характером и пользовался большим авторитетом. Говорят, что в возрасте 10-лет, заполняя школьную анкету, девочка задумалась над вопросом, кем она хочет стать когда вырастет, и именно он посоветовал указать, что в будущем она будет редактором журнала Vogue. Как в воду глядел :)
Еще с детства у Анны зрел интерес к моде. В ее биографии, написанной Джерри Оппенхаймером « Front row: Anna Wintour: What lies beneath the chic exterior of Vogue's editor in chief» говорится о том, что в детстве будущий главный редактор подкалывала юбку школьной формы, чтобы та не выглядела совсем уж скучной и «как у всех», она снимала коричневый берет, когда шла домой после занятий, потому что находила его ужасным. Береты она, кстати, ненавидит до сих пор (знакомый нам всем отголосок из детства). В возрасте 15 лет Анна устроилась работать продавцом в бутик в те времена бешено популярной марки Biba, где одной из главных заповедей для персонала была инструкция: никогда не предлагать покупателям помощь. Она отказалась идти учиться в колледж, продолжая своё образование в North London Collegiate School, постепенно Анна погрузилась в журналистику. На этом поприще ей сопутствует успех. Даже отец пользуется советами дочери, реформируя ряд рубрик в собственной газете. В возрасте 21 года Винтур устраивается ассистентом в отдел моды британского журнала Harpers&Queen. Там она делает блестящую карьеру благодаря упорству, трудолюбию, таланту и неподдельному интересу к моде. Спустя 2 года её делают редактором моды в этом издании, а уже спустя 3 года Анна Винтур едет в Нью-Йорк, чтобы работать в американской версии этого журнала, в Harper's Bazaar.
В 1983 году она приходит в американский Vogue, став сначала креативным директором, привнеся множество новых и свежих идей. Винтур пытается убедить руководство, что формат журнала устарел, и требуются значительные преобразования, чтобы «библия моды» выглядела актуальной и интересной. В то время во главе журнала стояла Грейс Мираблелла. Руководство разделяло новаторские идеи Анны Винтур, но не решалось произвести рокировку и поменять главного редактора (на тот момент Мирабелла проработала там более 17 лет). В 1986 году Винтур уезжает обратно в Лондон, где сначала встает во главе британского Vogue, а год спустя руководит журналом House&Garden. Последний она переименовывает в H&G и распоряжается разбавить фотографии красот ландшафтного дизайна и интерьеров фотографиями знаменитостей и моделей в дизайнерской одежде. Это был фурор и скандал одновременно. Известно, насколько важно для англичан понятие дома и какое большое значение они придают саду и уходу за ним. Это любимое хобби каждого второго жителя Британских Островов в возрасте от 40 лет. Журнал был для них своего рода оазисом спокойствия, делающим акцент на традиционных семейных ценностях. И тут какая-то англичанка с каре и поджатыми губами пытается изменить их привычный мир! Для возмущенных звонков читателей приходится выделить специальную горячую линию. Однако руководству по душе реформаторские способности Анны Винтур. Они оценили тот факт, что ей удалось вдохнуть новую жизнь в старое издание, увеличив тираж и вызвав резонанс общественности.
Наконец, в 1988 году Анну Винтур назначают главным редактором американского Vogue. Оказавшись на новой, но такой желаемой должности, она радикально преобразовывает журнал, наполняя его свежими лицами (молодыми дизайнерами, фотографами, актерами и моделями) и материалами, которые раньше никогда не публиковались в журналах подобного формата. Винтур полагает, что однотипные блондинки, заполонившие страницы, приелись читателю, ему необходимы новые лица, неординарные и с изюминкой. Так, благодаря ее реформам, на обложку попадают такие модели, как Шерил Тиггс и Пэтти Хэнсен. Теперь в объективе фотографа не только лицо модели, но и тело. Съемка происходит как в студии, так и al fresco (то есть на природе или на улице, в «неформальной» обстановке). Анна Винтур с азартом приняла вызов, брошенный ей невидимым соперником в лице модной индустрии, которая уже долгие годы жила по устоявшимся правилам и законам. Она помещает на свою дебютную обложку модель, одетую в потертые джинсы за 5 долларов и в топ, расшитый драгоценными камнями, от Christian Lacroix. Анна делает это легко, с профессионализмом и свойственной её характеру дерзостью, не боясь общественного порицания. А в 1999 году она отказывается поместить на обложку Дженифер Лопез, так как считает певицу слишком вульгарной для Vogue.
С каждым годом её влияние в мире моды усиливается. К ней прислушиваются, её боятся, ненавидят, обожают, ею восхищаются. В 2001 году Парижская Неделя Моды закрывается на 2 дня раньше в связи с требованиями американских журналистов во главе с Анной Винтур, которая посчитала её слишком длинной. Это привело к тому, что в день проходит свыше 10 показов, первый из которых начинается в 9 утра, а последний заканчивается за полночь, что вполне устраивает самого влиятельного главного редактора в мире. Ни для кого не секрет, что на протяжении многих лет Анна Винтур встает в пять утра и каждое утро играет в теннис. Она всегда невозмутима, всегда носит тёмные очки, за которыми не видно глаз, считающимися зеркалом души. И что твориться в душе самой Анны знают только самые близкие люди: муж, двое детей и немногочисленные друзья.
Все нападки в свой адрес она переносит с достоинством и даже с некоторым равнодушием. В 2005 году, когда после показа Chloe в Париже её подкараулили французские активисты PeTa (People for the Ethical Treatment of Animals) и кинули в неё торт с кремом, как знак протеста против того, что на страницах Vogue часто появляется одежда из меха и что сама Винтур любит носить меха, она, тем не менее, не отказалась от подобных публикаций и не изменила своих вкусов в повседневной жизни.
Её дочь Би Шаффер, сильная любовь к которой отчетливо видна в документальном фильме о журнале Vogue и его бессменном лидере под названием «September issue», продолжает дело своей знаменитой матери. Сейчас Би работает стилистом, пишет статьи на тему моды и сидит на первых рядах показов вместе с Анной. Поговаривают, что другие редакторы и журналисты не в восторге от того, что совсем ещё юная Би воспринимается как важная персона наряду со своей матерью, но, как вы понимаете, Анне Винтур нет до этого никакого дела.
Анна с дочкой Би
Её эмоции практически никогда не попадают в объектив вездесущих папарацци. В этом и есть ее сила. Модный мир жесток к тем, кто не умеет противостоять трудностям и не имеет собственного «я». Анна Винтур с самого начала знала, чего хочет, и шла к этому решительно. Её склонность к перфекционизму заставляет рыдать многочисленных ассистенток, а редакторов кусать локти от досады.
Несколько лет назад общественность потряс фильм «Дьявол носит Prada», снятый по книге, которую написала бывшая помощница Анны Винтур Лорен Вайсбергер. В фильме в красках описывается жесткий график, сильнейшая конкуренция в редакции, рассказывается о специфике работы и о том, чего стоит мечта. Стоит ли она стольких потраченных сил, бессонных ночей и постоянных компромиссов с самой собой? Судя по тем слухам и разговорам, которые ходят, в этом фильме не всё так уж преувеличено.
На мой взгляд, что бы кто ни говорил о характере этой женщины, о её стремлении к совершенству во всех аспектах, о неуёмной властности и жесткости на грани, её вклад в развитие современной моды так же велик, как и работа любого выдающегося кутюрье. Именно она вывела американский Vogue на качественно новый уровень, дала путевку в жизнь многим начинающим дизайнерам (например, Thakoon и Zac Posen). Её появление на модном показе автоматически делает дизайнера значимым и многообещающим. В 2007 году французский Vogue опубликовывает съемку, сделанную великим Марио Тестино, которая подтверждает статус Винтур как живой легенды: модели стилизуются по её образу и подобию. А в 2008 году Анну награждают Орденом Британской Империи. Вручает награду Королева Елизавета II, обозначая таким образом то, что Анна Винтур является двигателем мирового и культурного прогресса. Интересно, кто будет следующим главным редактором всемирно известного журнала о моде? :) Скорее всего, мы узнаем об этом очень не скоро: позиции Анны Винтур крепки, а авторитет незыблем. Хотя кто знает :) Ведь спецификой Издательского Дома Conde Nast всегда было «увольнение за один день».